Пить или не пить. Слабовидящим в Златоусте показали «Любителя абсента»
Перед представлением им надели наушники, чтобы комментировать передвижения актера по сцене. Спектакль играл в недавнем прошлом пластический хирург
Впервые в области и городе побывал Тюменский молодежный экспериментальный шекспировский театр. В клубе предприятия «Электроизделия» в районе железнодорожного вокзала все зрители, включая абсолютно слепых, смогли оценить «Любителя абсента» — так называется это представление.
Минимум декораций и один актер… С ролью заплутавшего в житейских перипетиях человека мастерски справляется режиссер моноспектакля, идущего без антракта, Алексей Ушаков. Невероятно, но основная профессия Алексея Леонидовича — врач. Он микрохирург, занимавшийся реплантацией, пластической хирургией. В 90-е, после закрытия тюменского центра микрохирургии, заядлый квнщик поступил в Академию культуры, стал режиссером, а позже преподавателем. Театр стал второй частью жизни. Однако и с медициной Алексей Леонидович не расстался: доцент кафедры оперативной хирургии, кандидат медицинских наук. Работает над докторской диссертацией.
Вполне возможно, что именно основная специальность Алексея Ушакова стала отправной точкой в создании сценической площадки для зрителей с ограниченными возможностями. Молодежный «Экспериментальный Шекспировский Театр» появился в 2005 году.
За это время в театре поставили: рок-балет «Ромео-Джульетта», сурдодраму «Сонеты» (по мотивам стихотворного цикла Шекспира — для слабослышащих и глухих зрителей), хореографический спектакль «Ануш»
аудио-тактильную фантасмагорию «Кысь» (по мотивам романа Т. Толстого) и многие другие спектакли для взрослых и детей. Театр знают в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Сурдодрама «Сонеты» отмечена на фестивале «Золотая маска-2009». Однако принципиальная установка театра — бывать не только в мегаполисах, но и в российской глубинке.
— Мы не считаем себя «звездами», — поделился после спектакля Алексей Леонидович. — Поэтому бываем и в маленьких городах, и в районных центрах. Здесь зрительская отдача в разы выше, что особенно важно для «Любителя абсента». Наш спектакль необычный, интерактивный. Здесь всё с обратной связью. Поэтому, если нет контакта со зрителем, спектакль буксует. Сегодня был хороший зал, и мы получили истинное удовольствие от общения.
Постановка адаптирована с помощью аудиотактильных технологий и тифлосопровождения для слабовидящих и слепых людей.
Вопросы бытия
Идея создания спектакля по мотивам знаменитой картины Эдуарда Мане принадлежит Ринату Мансурову. Тифлокомментированием обеспечила зрителей Екатерина Матюшкина. Звук и свет подчинялись Андрею Джусу и Илье Захарчуку. В целом труппа театра, работающего на самофинансировании, небольшая. Причем это не только единомышленники, но и коллеги по медицинскому и театральному цеху.
Златоустовских зрителей исполнителю главной роли удалось убедить: от нас зависит, сесть ли в автобус или остаться на обочине в обнимку с утешителем-абсентом.
Теплыми аплодисментами и криками «браво!» благодарил зал авторов и исполнителей удивительного и душевно затратного спектакля. Причем в город крылатого коня приехали в этот день и соседи из Миасса.
— Этот город войдет в гастрольный план на следующий год, — заверил Алексей Ушаков, — а нынешний тур по уральскому округу завершаем в Златоусте.
Руководитель театра и председатель Всероссийского общества слепых в Златоусте Олег Варганов обменялись благодарственными письмами, выразив надежду на продолжение дружеских отношений.
Проект реализуется в рамках долгосрочной социально-культурной программы «Социальный театр» межрегионального центра инклюзивных искусств и технологий, при поддержке Министерства культуры страны, Российского фонда культуры (национальный проект «Культура») и Фонда президентских грантов.
Наталья БАРЫШЕВА