Несущие стены. Храм стал духовным стержнем и сплотил жителей Орловки
Маленькое село с большой историей сумело повернуть время вспять и исправить ошибки прошлого. И не только старожилы осеняют себя крестным знамением. Гармонии души и тела ищут крепкие парни, полюбившие суровый вид единоборств
«Я просто рисовал облака…»
Поворот на Катав-Ивановск с М-5 — и вот Орловка. С дороги виден купол небольшого храма. Сегодня здесь — торжество. 21 ноября — день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Михайлов день, что так чисто и умиротворенно описан Иваном Шмелевым. Конечно, праздник. Тогда и сейчас. Правда, омрачен День всех ангелов нынешней печалью, поэтому звучали в храме прошения об избавлении от коронавирусной инфекции.
Божественную литургию по благословлению епископа Златоустовского и Саткинского Викентия совершил секретарь Епархиального управления протоиерей Дионисий Абрамов. После молитв духовенство и прихожане объединились в уставном крестном ходе вокруг храма. В единственный пока на звоннице колокол ударил Александр Северченко. В числе нескольких благотворителей храма его труды в этот день были отмечены епархией.
— Александр Геннадьевич был одним из первых, кто откликнулся на инициативу главы Орловки Виктора Николаевича Ефремова возродить храм,
Первый храм, освященный в честь Архистратига божьего Михаила, бесследно исчез в годы установления советской власти. Верующие были вынуждены посещать церкви в ближайших Усть-Катаве и Катав-Ивановске. Главе сельского поселения Виктору Ефремову стоило немалых усилий убедить крепко стоящее на платформе атеизма руководство в необходимости новостройки.
— С Виктором Николаевичем мы не раз встречались, обговаривали условия строительства. Храм мог появиться только благодаря жителям села. Благотворителей сначала не было. Реально, исходя из возможностей населения, большинство которого пенсионеры, было возведение часовни,
И начались в селе субботники во славу Божью. С миру по нитке возводили то, что было утрачено.
— Я родился и вырос в Усть-Катаве. В Орловке купил дачу. Ко мне как-то приехал Николаевич: «Саш, давай фундамент зальем, у тебя знакомые на цементном заводе». Я работал в строительной компании. Что характерно, с меня денег не брали ни за цемент. ни за песок, ни за кран. Люди понимали, что это все на благое дело. Лес, тот, правда, пришлось покупать, как и внутреннее убранство,
Весть о строительстве храма разнеслась по округе, и многие, выросшие в Орловке, помогали, в основном материалами. Так из часовни, конструкция которой не предполагает совершения литургии, родился настоящий храм с комнатой таинств и алтарем. Значимую лепту внесли в общее дело клубный музыкант Виктор Холин и кочегар Александр Утенков.
Расписывать купол довелось Александру Северченко. Конечно, он не просто так появился на лесах с кистью и красками. Его дед по линии отца был агрономом в селе на Кубани, а в свободное время успешно копировал картины известных живописцев и учил внука приемам рисовальщика. В доме Александра до сих пор висят дедовы произведения, писаные маслом. Когда был школьником, Саша посещал кружок, где учили рисовать, и даже подумывал о поступлении в художественное училище. До сих пор карандаш — частый гость в руках Александра.
— Хотелось, чтобы на куполе из облаков выступали лики святых. Иконописи я не учился, поэтому просто рисовал облака. Смешивал серую, белую, голубую краски, чтобы на тучки было похоже,
Крестили Александра Северченко на Кубани. Сестра деда без лишних разговоров отвела его и брата в местный храм. Потом, уже будучи взрослым, он познакомился с митрополитом Иовом, который благословил строительство храма в Орловке. Неизгладимый след в душе оставило общение с митрополитом Феофаном, с которым довелось поездить по епархии.
На вопрос, что привело к вере, Александр отвечает коротко:
— Я прошел горячие точки. Там надеяться, кроме как на Бога да на себя, не на кого. Наложило отпечаток и постоянное общение с нынешним благочинным. Отец Александр умеет объяснить все непонятное и наставить на путь истинный. 21 ноября 2009 года благочинный освятил и отслужил торжественную литургию во вновь отстроенном храме.
Им не все равно
Для души у Александра не только орловский храм. Северченко, бывший спецназовец, возглавляет местное отделение «Боевого братства» — общественную организацию ветеранов боевых действий.
Суровые мужчины не только купаются в фонтанах в праздники. К ним обращаться те, кто нуждаются в помощи. Утрачены, например, документы о службе в горячих точках — найдут и восстановят права на льготы. В традиции — поздравление ветеранов, подарки для детей-сирот, организация отдыха для инвалидов и членов семей участников локальных войн. Один из недавних примеров — вручение парализованной дочери афганца инвалидной коляски. Бережное сохранение памяти о погибших — установка памятников и мемориальных досок — тоже из арсенала «Братства».
— За помощью обращаются не только те, кто состоит в организации, но и обычные жители. Это доказывает, что люди нам доверяют,
Причем, «Боевое братство» — не коммерческая организация, финансирования нет. Средства формируются только из членских взносов.
Помогает «Боевое братство» и федерации бокса Усть-Катава. С детства подружившийся с полулегальным тогда карате, Александр Северченко с легкой руки ныне президента федерации бокса Усть-Катава Алексея Геннадьевича Куварина стал помогать в тренировках начинающим боксерам. Один из воспитанников Северченко — Артур Курбангалеев стал Героем России. К сожалению, звание воину-десантнику присвоено посмертно.
— Сейчас в «Легионе», так называется наша федерация, около 50 человек. Возраст участников — от шести до шестнадцати лет. За все время существования подготовлено пять мастеров спорта международного класса, 15 кандидатов спорта. Гордимся Павлом Гориным, Володей Карауловским, Алексеем Киселевым, доказавшим мастерство на европейском уровне. Сергей Слепов выиграл отборочный турнир на чемпионат мира,
Во всех турнирах местного уровня принимает участие духовенство.
— Руководство местной Федерации бокса прекрасно понимает, что невозможно физическое развитие человека без интеллектуальной, духовной составляющей. Человек — не только физическое тело, но и душа. Во многом наше развитие определяют чувства духовные, которые нас наполняют, которыми мы по сути руководствуемся в своей жизни. Не будет физического развития, если не будет этого духовного стержня,
Поэтому при открытии боксерских турниров, которые проходят в Усть-Катаве, представители духовенства обращаются к участникам со словами благословения.
— Кто-то сильнее, кто-то слабее. Есть победивший, есть побежденный. Проигравшего надо поддержать, чтобы человек не унывал, чтобы стимул оставался для дальнейшего профессионального развития. И одновременно тот, кто победил, не должен упиваться своей победой, своим превосходством. Надо, чтобы турнир проходил в дружественной обстановке,
Благочиние подготавливает всем призы в соответствии с современными запросами участников.
Из беседы с благочинным и Алексеем Кувариным выясняется, что немалую пользу приносит организация отдыха для молодежи. Не секрет, что некогда ведомственные пионерские лагеря стали обузой для предприятий, и «ответственный» бизнес поспешил скинуть с себя не приносящие дохода субъекты.
С «Ребячьей республикой» в Катаве произошло то же самое. Однако муниципалитет, руководство Усть-Катавского вагоностроительного завода, «Боевое братство» и Федерация бокса не дают заглохнуть «Республике». Детям предоставляют любую возможность с пользой провести свободное время. Отправляют, договорившись с военными частями, не только в бывший пионерлагерь. В живописных местах близ села Серпиловка раскидываются палатки. Здесь ребята живут в условиях, далеких от цивилизации. Кому не хочется испечь картошку в золе или пострелять из воздушки, освоить приемы рукопашного боя, узнать устройство стрелкового оружия? Военно-патриотические смены проводятся в комфортное время года, а зимой детей с удовольствием принимает «Лесная сказка» в Златоусте.
Частые гости в молодежных лагерях — священники. Встречи проходят с взаимным интересом. Ребят регулярно возят на литургии в ближайшие храмы.
Бывает, что Катав-Ивановск встречает детей даже из столицы. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы детей из Челябинской области приняли в Севастополе и Новороссийске.
— Хорошо, что есть люди, которые просто помогают пацанам. В условиях, когда проседает молодежная политика, урезаются вливания в детский спорт, это неоценимо! А мы просто хотим, чтобы ребята Родину любили,
Что касается орловского храма, то здесь уже регулярно проводятся богослужения, проведены работы по газификации. Но точку ставить рано. В ближайших планах моих собеседников — снос рядом стоящего полуразрушенного магазина. Взамен планируется поставить домик для гостей, паломников. Нужно асфальтирование вокруг церкви.
— Я люблю, чтобы все было красиво — и в доме, и в душе,
Наталья БАРЫШЕВА
Фото автора и сайта епархии