Неизвестный Обухов. Испытания закончились допросом
Создавая в Златоусте опорный щит державы, конструктор пушки попал в неприятности. Случился взрыв, пострадало имущество, и с ученого взяли подписку о невыезде. А потом были создание завода в столице и много позже революция. Уже в наше время благодарные потомки задумались о создании памятника основателю. Свою лепту внес златоустовский скульптор
Сегодня завершение рассказала о Павле Петровиче Обухове — создателе первой русской пушки. В первой части повествования сообщалось о том, что учудил будущий инженер, чтобы остаться на второй год и зачем ему это было надо. Отдельного внимания заслуживает эпизод с дуэлью: автор публикации привел занимательную историю поединка на шпагах в Германии ща профессорскую дочку с участием нашего героя. Юрий Окунцов сразу удовлетворил любопытство читателя, поведав, чем дело кончилось
Его ответ немцу
Находясь в Златоусте, в гости на вечеринки Обухов почти не ездил, так как не любил танцевать и играть в карты, а это было основным развлечением горных чиновников. Свободное время он посвящал книгам, иногда рисовал этюды. Временами он устраивал ответные вечеринки у себя дома: готовил какое-либо необычное представление, играл на виолончели или гитаре, пел песни и арии из опер. Не обходилось и без широкого застолья. Секрет оригинальности приготовленных у него блюд объяснялся тем, что двух своих молодых поваров он специально отправлял на обучение тонкостям французской кухни в ресторан Бореля в столице.
После триумфа с испытанием одной из первых стальных пушек, выдержавшей более 4-х тысяч выстрелов, и удостоенной золотой медали на выставке в Лондоне, Альфред Круп, орудия которого до этого момента считались лучшими в мире, признал успехи Обухова и пригласил его к себе на работу. В ответном письме, написанном по-немецки, он получил категорический отказ, заканчивающийся словами «Русский офицер Родину не меняет».
И грянул взрыв
Закончился целый ряд блестящих успехов — и наступила череда неудач. Орудия больших калибров отливались с раковинами и трещинами. А 16 апреля 1863 года был приведен в негодность новейший 500-пудовый паровой молот, закупленный в Бельгии. Перед торжественным пуском агрегата неопытный помощник машиниста молота Пахомов привел его в действие, что вызвало разрушение станины и цилиндра. Помимо колоссального ущерба это означало потерю времени: заказ, доставка и монтаж запасных частей затягивались на год.
Срочный заказ военного министерства был сорван. Горный начальник Обухов не мог сдержать свой гнев на подчиненных. Оскорбленные инженеры Воронцов и Мирецкий, его ближайшие сподвижники, подали в отставку и покинули завод. Их пришлось заменить людьми неопытными в этом деле. Племянник Обухова Кавадеров, назначенный тогда младшим смотрителем Князе-Михайловской сталепушечной фабрики, писал:
— Инцидент с молотом и разрыв со своими сотрудниками так неблагоприятно отозвался на его здоровье, что он, временами, по целым дням не мог не только выходить из дому, но и ходить по комнатам. Это продолжалось вплоть до отъезда его в Петербург.
Полиция завела дело по факту порчи государственного имущества и на время следствия с полковника Обухова была взята подписка о невыезде. К тому времени Павел Матвеевич уже вошел в число акционеров-учредителей «Товарищества Обуховского сталелитейного завода». Его компаньон, знаменитый заводчик Н.И. Путилов, был командирован в Златоуст управляющим Морским министерством, чтобы содействовать справедливому расследованию дела. Путилов стал свидетелем удачной отливки стальной болванки в 350 пулов, о чем доложил в столицу.
Тем временем был смонтирован еще один новый молот, и началась ковка ствола тяжелого морского орудия. После приезда на завод представителя Военного министерства генерала О.П. Резвого, следствие, изучив показания свидетелей, пришло к выводу, что «вины Обухова не усмотрено». Проконтролировав завершение работ по изготовлению крупнокалиберного орудия и 448 стальных бронебойных ядер для него, осенью 1863 года покинул Златоуст. Он пригласил на новый завод семь лучших своих литейщиков. Павел Матвеевич всегда считал себя ответственным за подчиненных, заботился и помогал им, чем мог.
— Ключевых работников он знал по имени и отчеству, следил, чтобы служащие и мастеровые были сыты, опрятно одеты. Выяснял, какие у них проблемы и, по возможности, помогал с их разрешением: кому дровами, кому деньгами на покупку вещей, на свадьбу, рождение ребенка, юбилей. Он знал, что люди, озабоченные личными проблемами, могут быть невнимательными, рассеянными, а литейное производство требовало постоянной собранности и четкого взаимодействия,
Памятная история
Создание грандиозного сталепушечного производства в пригороде Петербурга потребовало от Обухова и его коллег колоссального напряжения. Приходилось решать как технические, так и финансовые проблемы. А состояние здоровья ухудшалось с каждым днем. В 1868 году он выехал на лечение в Карловы Вары, где провел полгода, и в конце сезона, по всей видимости, решил продолжить лечение на курортах Крыма либо Кавказа. Только этим можно объяснить его маршрут на перекладных через Бессарабию, где 1 (13) января 1869 года в селе Пятра внезапно оборвалась его земная жизнь, которой отведено было лишь 48 лет. Упокоился великий русский металлург на Никольск4ом кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. Из свидетельства современников:
— Гроб от вокзала до самой могилы несли на руках рабочие со Златоустовского завода, которым Павел Матвеевич прежде заведовал. Он пользовался любовью всех своих подчиненных, и, провожая тело его, многие из рабочих плакали навзрыд.
Кстати, величественный памятник на могиле был изготовлен на деньги, собранные рабочими Обуховского завода. По завещанию Обухова, 33 процента принадлежавших ему акций завода, по завещанию, пошли частично в пользу семей его сестер, а также на устройство школы и дома престарелых при заводе и стипендии студентам Горного института.
Через 50 лет на заводе его имени был установлен памятник основателю. После революции монумент был уничтожен, а завод получил имя «Большевик». Еще через 70 лет предприятие вернуло свое историческое название. К 200-летию Обухова, в 2020 году, перед зданием главной проходной завода открыли новый памятник. В конкурсе проектов участвовал и местный скульптор Александр Лохтачев. Его проект был, пожалуй, самым лучшим, но победил более экономичный вариант. Возможно, когда-то разработанный Александром Ивановичем проект воплотится в Златоусте, где наш славный земляк совершил свой трудовой подвиг.
Юрий ОКУНЦОВ