За словом — дело

Айский караван От Златоуста и до Волги на груженной оружием барке

Айский караван. От Златоуста и до Волги на груженной оружием барке

 Долгие годы единственной надежной транспортной артерией для доставки грузов из Златоуста к заказчикам была река Ай. Посмотрим, каким был труд сплавщиков и расскажем о потерянном оружии, золоте и речных «разбойниках»

На городской карте

Барки на Нижне-заводском пруду

Старейшее водохранилище — городской пруд — ровесник Златоуста, был и остается важным источником водоснабжения. В XVIII—XIX веках Ай служил важным транспортным путем для сплава железа со Златоустовского, Кусинского и Саткинского заводов. Весной спускались пруды, и по большой воде барки с железом отправлялись в нелегкий путь по Аю, Уфе, Белой, Каме, Волге. Только с постройкой железной дороги в 1892 году Ай потерял свое значение как транспортной артерии.

Еще в тридцатых годах двадцатого века в городе существовала Большая Барочная улица. Она напоминала о том далеком времени, когда единственным средством перевоза продукции завода была баржа. Существовало еще не­ сколько улиц с подобным названием: Большая и Малая Пристанские, Малая Барочная. Они вошли в территорию механического завода еще в период Первой мировой войны и в связи с расширением завода были снесены. В дореволюционном «Словаре географическом» отмечалось:

— Златоустовский завод имеет пристань к отпуску железа ниже завода в 100 саженях, следственно перевозки ему никуда не бывает, а отправляется с самого завода, где и строение коломенок (барок — А.С.) и производится.

Существующие и поныне названия многих селений по реке напоминают о ее сплавной жизни: Барочная — часть города в Кусе, деревня Старая Пристань — возле Сатки. Когда-то здесь строились барки и загружались металлом, который на лошадях подвозился с Саткинского завода. Существует большой поселок Новая Пристань недалеко от села Ваняткино и т. д.

300 стволов для 100 тонн металла

речная барка

Коломенка, или барка — несамоходное деревянное плоскодонное судно с отвесными бортами и тупыми оконечностями. Строилась из отборного сухого леса обычно на одну навигацию. Средние размеры такой коломенки: длина 28 метров, ширина 12 метров. Грузили на нее до 100 тонн.

Материал, необходимый для строительства барок, заготавливали в ближайших лесах. Не удивительно, что со временем они редели. Ведь на каждую барку шло около трехсот бревен. Нужный лес искали и находили в других местах. Из донесения:

— Из златоустовской заводской конторы г. вальдмейстеру лесов Златоустовского завода. Барочные мастера отозвались, что где они наперед сего добывали для построения барок лес за Веселовской деревней ныне такого уже нет, для чего просят отвести другое место. Нашелся таковой лес в Сыростанских куренях.

Барка на реке Чусовой. Автор фото В. Метенков.

Барка строилась на берегу реки. На вымощенных клетках или козлах из толстых досок настилалось днище и обрезалось по нужной форме. По днищу укладывались поперечные бревна, к которым «пришивались» борта. Потом делалась палуба на два ската.

Для особых нужд строились барки с повышенными требованиями.

— Построить две барки для белого оружия с поперечными крышами мерою, по средине внутри барки в вы­шину со днища вровень с верхним конем или до крыши 2 аршин 12 верш, дабы на досках вода не держалась и чтобы сверху железа от боков в барке помещалось к верху 4 ящика, а посредине 5 и 6. На крышу барок заблаговременно приготовить сухой лес и бересту, так как от сырости леса без бересты образуется водотечка при умеренных даже дождях.

Немаловажным делом в сплаве был состав опытных рабочих-сплавщиков, профессия которых складывалась годами, нередко с детства, и передавалась по наследству. Сплав караванов требовал опытных лоцманов, могущих в трудных условиях принимать быстрые и правильные решения.

Старых опытных лоцманов сменяли молодые, способные из учеников. В Златоустовскую заводскую контору, от караванного смотрителя златоустовского завода:

— При здешнем Златоустовском заводе за старостью лоцман Иван Коновалов с товарищи весьма мало прежних остается, специально нужно погодно определять возможно из старших учеников, а потому в случае и ныне необходимой нужды я, с своей стороны, избираю в лоцманы из старших учеников Фрола Плечева, коий мне довольно известен и в поведении порядочный. Спросить, одобряет ли выбор караванный смотритель Стрижев и ежели одобряет, то просить об утверждении ученика Плечева лоцманом.

Разбойники на пути

Скала Разбойник на реке Ай

Многочисленные опасности подстерегали караван барок во время длительного плавания. Недалеко от Кусы над рекой возвышается утес «Разбойник». Другой «Разбойник» расположен ниже деревни Кульметьево. Ничего необычного в этом камне нет, но название у него вполне заслуженное: выступая в реку на повороте, он представляет большую опасность для барок. Весной, когда река стремительно мчится на этот камень, требуется большое мастерство, чтобы избежать аварии.

В 1846 году по проекту начальника Златоустовского горного округа П.П. Аносова для изменения направления струи здесь построили 200-метровое заграждение из вертикально стоящих лиственничных бревен. Оно шло наискосок от гребня скалы. Пространство между берегом и стеной укрепили камнями. Это сооружение отвело основной поток воды от опасного места, изменив течение реки.

Ходят увлекательные рассказы о находках близ Разбойника. Однажды, купаясь здесь, местная детвора якобы нашла целый ящик с офицерскими саблями. А в 1967 году (по другим данным в 1970 году), когда строили деревенский Дом культуры, при добыче песка из реки наткнулись на ящики с холодным оружием производства златоустовского завода. Некоторые из предметов неплохо сохранились, а другие изъела ржавчина. Существует и легенда об утонувшем здесь бочонке с золотом.

Большая вода

Отправка_барки_от_Кыновской_пристани_(фото_конца_XIX_в.)

Но вот барки построены, спущены на воду, загружены металлом, укомплектованы сплавщиками. Наступает торжественная минута отправки каравана в далекий путь. Донесение:

— В главную городскую контору, из главной конторы Златоустовского завода. Главная контора, давая знать, что караван со здешнего завода имеет быть отправлен 17-го с/м по полуночи в 3-ем часу, предписывает к исполнению: 1) Для следования сего каравана воду пустить означенного 17-го числа по полуночи в 1-м часу. 2) Воду из пруда выпускать столько, сколько требоваться будет для следования каравана, удерживая оную по мере убыли.

Недалеко ушел караван, а уже поступают первые рапорты о происшествиях:

— Во время сплава 17-го с/м ниже камня Мышляя на первом плесе при хватке лоцманом Рябовым утоплено 2 якоря становых весом 24 п. и 10 п., из коих 1-й от Мышляя примерно с полверсты, а второй — пониже того с полверсты, близь острова к покосу Фетисова. При первом оторвались снасти пенькювой смольной от полуконя (мула — прим. А. С.) 15 саж.

Караванный смотритель Стрижев.

После другого рапорта помощник Горного начальника Нестеровский приказал:

— По случаю остановки каравана за мелководьем 24-го в полночь пустить воду из заводского пруда.

Караван идет по Аю, а впереди Уфа, Белая, Кама, Волга… Писатель Мамин-Сибиряк в очерке «Бойцы» нарисовал яркую картину весеннего каравана по реке Чусовой. Читая этот очерк, ясно представляется другой караван, идущий по реке Ай, с его опасностями и людьми, преодолевающими их.

Артем СИВЦОВ



Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять