За словом — дело

Арсенал Шнейдеров. История в Златоусте сделала круг

Арсенал Шнейдеров. История в Златоусте сделала круг

Top_fabriki
Руководство Оружейной фабрики, 1913 год

Четыре поколения немецких оружейников служили верой и правдой городу мастеров. Прибыв сюда для развития оружейного производства, они прошли трагический путь всей страны

Начатый ранее, сегодня завешаем рассказ о семье, которая в числе других немецких мастеров обустроилась на уральской земле. Ее династия на оружейном производстве стала одной из самых продолжительных. Но это не уберегло от трагедии

Такая вот история

Леонгард честно трудился на благо своего Отечества — России. Умер в 1920 году, оставив детей, среди которых был и дед Владимира Артуровича, тоже Владимир. Не нарушая традиции, после училища он поступил на Оружейную фабрику. Начал с помощника мастера, потом был назначен мастером и поработал во всех отделениях. Отличного специалиста высоко ценили на производстве и вскоре доверили пост старшего браковщика, в современном понимании — военпреда: изделия шли на вооружение армии. Однако по доносу человека, желавшего попасть на место Шнейдера, Владимира арестовали в апреле 1938 года. В октябре этого же года расстреляли. Во время ареста бесследно исчезли домашняя коллекция оружия и все награды, полученные предками-оружейниками.

Когда архивы тех лет были открыты, выяснилось, что Владимира Шнейдера обвинили в пособничестве японской разведке и связях с генералом Дутовым и атаманом Семеновым, действовавшим, на минуточку, в Забайкалье и на Дальнем Востоке. На нервной почве стала терять зрение вдова Владимира Шнейдера. Его сын Артур был вынужден уйти из школы и работать. Старшая сестра Виктория вышла на тот момент замуж за русского, что и спасло ее от репрессий в Великую Отечественную, а еще один сын — Адольф работал на строительстве ПО «Маяк». Так что отец нашего собеседника должен был заботиться о семье.

Память священна

На этом черная полоса в жизни Шнейдеров не закончилась. В 1942 году слепую бабушку и брата деда Александра Леонгардовича выслали в сельский район Курганской области.

— Отец решил пойти добровольцем на фронт. Его заявление приняли. Прошел обучение и вдруг оказался на строительстве Коксохима в Челябинске. Трудармия за колючей проволокой. По воспоминаниям отца, самое омерзительное, что стали фотографировать анфас и в профиль, снимать отпечатки пальцев. Охрана — военные с овчарками. Жили в брезентовых палатках, а зимы стояли суровые,

— с горечью делится Владимир Артурович
Formulyarny_spisok
Формулярный список иностранного мастера Данилы Ивановича Шнейдера, первая половина XIX века (сегодня мы бы назвали этот документ трудовой книжкой)

Такие условия не могли не сказаться на здоровье. Артур Шнейдер простыл, заболел. С туберкулезом в открытой форме его отправили домой. Вопреки всему, списанный трудармеец выжил. Работал на заводе имени Ленина нормировщиком, возглавлял БТиЗ. Много лет был председателем профсоюзного комитета в прокатном цехе. Имел пять правительственных наград. Умер в возрасте 82 лет. В 2021 ему исполнилось бы 100 лет.

— В нашей династии на Оружейной фабрике работало только четыре поколения: Иоганн, Даниель, Леонгард и Владимир. Отцу уже не удалось — война. Я тоже в экономике работал. Сначала на заводе имени Ленина, потом на машиностроительном. Однако, как говорят местные краеведы, ни одна династия не может похвалиться таким послужным стажем оружейников,

— подводит итог Владимир Артурович

В его планах — очередное посещение Золотой горы, Мемориального комплекса, возведенного на месте массовых захоронений в шахтных выработках на окраине Челябинска, где, возможно, нашел последнее пристанище дед нашего земляка.

— Дед был реабилитирован в 1957 году. Военная прокуратура Уральского военного округа сообщила об отсутствии состава преступления. Такая вот история,

— вздыхает Владимир Артурович

Он не знает языка предков: учил в школе английский. Однако когда в 1991 году возглавил немецкий культурный центр, начал налаживать связи с германскими общественными организациями, и многое сделал для того, чтобы потомки не забывали своих исторических корней.

Наталья БАРЫШЕВА
Фото из семейного архива Шнейдеров

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять