Корова Аносова. Бодливой скотине в Златоусте приделали булатные рога
История эта выглядит забавным анекдотом, но она имеет полное документальное подтверждение. Домашнюю любимицу известный инженер так любил, что не дал загрустить. И получил донос от завистника
Отшельница
Павел Петрович Аносов, как и все незаурядные натуры, имел свои слабости. В фондах государственного архива Свердловской области хранится интереснейшее дело с жалобами и наветами на великого металлурга. Их настрочил заводской врач Понятовский. В свое время этот военный медик был изгнан графом Паскевичем из Кавказского корпуса за жестокое обращение с нижними чинами. Его деятельность в Златоусте также вызвала множество нареканий, что заставило горного начальника устроить ревизию заводского госпиталя. Обнаружив вопиющие нарушения, Аносов уволил лекаря со службы и предложил освободить казенную квартиру. Гонимому поляку некуда было податься, и он вознамерился, кляузами и доносами, отомстить обидчику, а также вернуть утраченную должность. В одном из доносов главному начальнику Уральских горных заводов Понятовский поведал о корове Аносова, наводившей страх на весь златоустовский завод.
Судя по всему, Павел Петрович очень любил молоко. Так любил, что не мог побороть искушение выпить его даже в Великий пост. Как и все златоустовцы имел он собственную корову. Коровенка эта, будто сознавая исключительное положение своего хозяина, характер имела независимый. Не желая ходить со стадом, отгоняемым каждое утро в окрестные леса, она паслась там, где ей вздумается, бродя по заводским улочкам. Конечно же, начальническую скотину никто не смел трогать. Корова была мирной, а к тому же комолой, то есть безрогой.
Животный страх у встречных жителей
Желая избавить от сего недостатка свою любимицу, знаменитый ученый попросил заводских умельцев отковать ей рога. Пара великолепных рогов была изготовлена не из заурядного железа, а из лучшего аносовского булата. Вскоре эта шутка обернулась вовсе нешуточными последствиями.
Вот что по этому поводу писал златоустовский журналист Василий Шкерин:
— Сладили рога, да такие, что железный лист как бумагу пробивали и без царапины оставались. Да, видно, не зря говорят, что бодливой корове бог рогов не дал… Ощутив на себе столь грозное украшение, буренка изменила свой норов и повадки. На ранней зорьке, когда стадо спешно ретировалось на пастбище, аносовская худоба выходила на улицу и открывала ежедневную корриду.
Завидев издали корову со смертоносным оружием, все жители, независимо от чина, пола и возраста, спасались бегством и укрывались за ближайшими крепкими воротами. Разъяренное животное, пытаясь достать ускользнувшую жертву, таранило заборы и ворота. Заканчивалось это тем, что отточенные булатные рога ее вонзались в добротные доски и застревали там. Приходилось посылать заводских людей с топорами, которые осторожно вырубали кусок дерева и освобождали животное.
Надо полагать, генерал Глинка, ознакомившись со столь занятной жалобой, повеселился от души. Властитель заводов хребта Уральского благоволил своему талантливому подчиненному, и подобные доносы складывал «под сукно», не принимая их всерьез. Возможно, при очередной встрече с Аносовым, он даже пошутил по поводу булатных рогов. Чем закончилась эта история, доподлинно не известно. Полагаю, что когда до Павла Петровича дошла информация о поведении коровы, он распорядился снять опасное оружие и вернуть животное в первоначальное состояние.
Юрий ОКУНЦОВ
В статье использованы иллюстрации из книги С. Волокитина и В. Толкача «Город Златоуст на фотографиях и почтовых открытках (1870-1917)»