Глаголят древности. Язык фолиантов на страницах и в переплете
Культурный код златоустовцы вслед за жителями Сатки отыщут в истории. Агентство творческих инициатив готовит выставку старинных книг коллекционера Игоря Рака. Экспозицию во второй половине апреля примет музей оружейной фабрики
Эпохи на книжной полке
С экспонатами саткинцы уже познакомились в Центре культурных инициатив в феврале-марте. Книги принадлежат заядлому библиофилу: Игорь Викторович собирает фолианты кириллической печати. 28 рукописных и печатных изданий конца XVII — начала XX веков: псалтыри, патерик, катехизис, канонники, октоих, молитвословы и др. В конце 90-х годов коллекционер приобрел свой первый раритет — псалтырь середины XIX века.
Все книги родом из Саткинского района и только одна, самая ценная, куплена в Златоусте. Собранные воедино, фолианты словно символизируют единство двух территорий-соседей: их общность истории и интересов.
Гравюрный оттиск
О «златоустовской» книге — особый рассказ. Ее название — «Киево-Печерский патерик». Отпечатан в Киеве в типографии Киево-Печерской лавры в 1678 г. Этому тому 344 года! Он является памятником древнерусской книжности, представляя из себя сборник сказаний об истории создания Киево-Печерского монастыря и о его монахах. Составлен «Патерик» тремя печерскими святыми: Нестором Летописцем, Симоном — епископом Владимирским и Суздальским и Поликарпом, архимадридом Печерским. Иллюстрации к сюжетам «Патерика» — 44 гравюры на дереве — ксилографии в большинстве созданы лаврским монахом Илией.
Ксилография — один из самых древних видов печатной графики. Создание подобного произведения искусства требовало от мастера большой внимательности, поскольку дерево — сложный и требовательный материал, с трудом поддающийся необходимой механической обработке. Главной особенность ксилографии (да и любого другого вида гравюры) является то, что художник изготавливает не рисунок, а печатную форму, с которой уже делает оттиски. Причем раньше часто бывало так, что художник рисовал на доске, но резал ее не сам, а отдавал резчику.
До XVIII века, существовала так называемая «продольная» гравюра, то есть за основу печатной формы брался продольный срез дерева. Направление волокон дерева, идущих в одну сторону накладывали определенные ограничения на технику, поэтому многие штрихи следуют в одном направлении. В противном случае была вероятность сколов, так как в ксилографии вырезаются не штрихи, а белое пространство вокруг них.
Цена — под спудом истории
Необычна судьба этого экземпляра «Патерика», которую удалось восстановить с помощью вкладной записи, сделанной орешковыми чернилами (чернила из дубовых орешков, смешанные с купоросом).
— В свое время книга была куплена в книжной лавке города Амстердама отроком Александром Ивановым, который по указу Петра 1 вместе с другими юношами в 1697 году был отправлен в Голландию для обучения морскому делу. Книги стоили очень дорого и можно только предположить, как, явно недоедая, Сашка откладывал кормовые деньги (стипендия учащихся) на покупку этой книги. К сожалению, не удалось установить дальнейшую судьбу Александра Иванова, а книга, купленная им, преодолев века дошла до нашего времени,
На выставке было представлено несколько издания «Псалтири». По свидетельству летописцев, дети должны были учиться в школе «Учению Божественному, а также благонравию». Начинали учить грамоте с «Псалтири». Многие ученики выучивали ее наизусть и читали постоянно.
Достаточно познавательно взглянуть и на рукописные издания. Для их написания требовалось много сил и терпения. Книги, применявшиеся в повседневности, «одевали» в простые переплеты: обтягивали доски кожей, а чаще всего — холстом.
Стоимость некоторых экземпляров раритетных книг может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Все зависит от их состояния, наличия оригинального перепета, сохранности застежек, тиража и исторической значимости. Если известна подробная история покупки и передачи книги из поколения в поколение, как в случае с экземпляром «Патерика» (он несколько столетий хранился в одной семье), то ценность такого фолианта становится еще выше. Наличие автографа или дарственной надписи известной персоны тоже увеличивает стоимость.
На все свои условия
Игорь Викторович не из тех, кто прячет интересные экспонаты в сундук. Он постоянно участвует в выставках, и это не только церковные фолианты. Ранее много детей и взрослых посетили экспозицию «Басни дедушки Крылова» — на ней были представлены очень редкие и интересные издания известного баснописца.
Подобные выставки златоустовцы всегда ждут с нетерпением. Пока этому препятствует отсутствие подходящей выставочной площадки, в которой были бы созданы все необходимые условия. Старинные и редкие книги требуют определенного режима температуры и влажности, им противопоказан солнечный свет, и нужна надежная охрана. О таких условиях озаботились в Агентстве творческих инициатив: создавая, рассчитывают на свои силы, партнеров и грантовые конкурсы.
В Златоусте сейчас лишь редкие счастливчики могут увидеть первопечатные издания из собрания Центральной городской библиотеки. Это «Четвероевангелие» (1606 г.) и «Беседы Иоанна Златоуста на 14 посланий апостола Павла» (1623 г.). Будущая выставка в музее «Златоустовской оружейной фабрики» расширяет диапазон возможностей для всех любителей книг и истории. Экспозиция продлится, по крайней мере, месяц.
Артем СИВЦОВ
Фото автора