Святое место. Церкви Златоуста ищут точку опоры
История первой златоустовской церкви весьма запутана, и чем больше анализируешь дошедшие до нас скупые сведения, тем больше вопросов возникает. Туману добавляет ненадежность источников — данные черпаем из вторых-третьих рук
Церковь «no name»
Наиболее распространена следующая версия. В 1761 году на Златоустовском заводе построили часовню, затем, четыре года спустя, появилась и первая деревянная церковь во имя трех святителей, сожженная в 1774 году отрядом Емельяна Пугачева. В 1775 году второй владелец Златоустовского завода Л. И. Лугинин на окраине селения (там, где ныне находится Дом культуры ВОГ) построил каменную часовню, позднее перестроенную в церковь. Примерно так излагают картину событий в своих работах Николай Косиков и Юрий Окунцов. Эта версия основана на выписках, сделанных златоустовским краеведом Николаем Тимофеевым из недошедших до нас источников. При этом первая церковь называется по-разному: то Трехсвятительской, то Никольской.
Краевед Александр Козлов предлагает обратиться к еще одному документу. На плане Златоустовского завода, составленном 6 июня 1775 года шихтмейстерами Григорием Небочиным (возможно — Небожиным, рукописный текст в этом месте неразборчив) и Иваном Лебецким под пунктом «1» значится дословно следующее: «церковь во имя Иоанна златоустаго».
Судя по плану, церковь находилась в 90 саженях (190 м) к западу от створа плотины и в 25 саженях (55 м) от берега пруда (в первой половине XIX века примерно на этом месте, но чуть далее от берега пруда, был построен Свято-Троицкий собор, сейчас здесь начинается дорога от центральной площади на пр. Гагарина). Именно эту церковь и сожгли пугачевцы. С ее местоположением всё ясно, поскольку оно точно определено планом 1775 года (оригинал плана хранится в Центральном государственном историческом архиве (Санкт-Петербург), а точная фотокопия была в музее завода «Булат»).
Строительный ребус
Далее начинаются загадки. Утверждается, что Ларион Лугинин в 1775 году построил на окраине селения каменную часовню, позднее перестроенную в церковь. Допустим, что это так, но тогда сразу возникает несколько недоуменных вопросов. Почему не был восстановлен находившийся в центре селения храм? (Кстати, замечу, что дом заводчика после «пугачевского» пожара остался на прежнем месте.) Почему Лугинин вдруг строит такую большую каменную часовню (что ее потом переделывают в церковь), а не сразу храм? И почему это строительство ведется на самой окраине тогдашнего заводского селения? Ибо если допустить, что эта часовня была выстроена на пригорке, где сейчас расположен ДК ВОГ, то получается, что это самая северная окраинная часть тогдашнего Златоуста (по плану 1775 года последние строения находились примерно в 800 м к северо-западу от створа плотины, подходя вплотную к району вышеупомянутого пригорка).
Томиловский план
Недоумение наше будет еще большим, если глянем на план Златоустовского завода, составленный в 1809 году пермским берг-инспектором П. Е. Томиловым. Павел Егорович в 1807-09 гг. посетил практически все уральские заводы и дал весьма точное, скрупулезное их описание. Говоря о Златоустовском заводе, он, в частности, отметил и то, что здесь имеется «церковь каменная во имя трех святителей, с приделом Николая Чудотворца».
Кроме этого, на плане Златоустовского завода отмечено и местоположение этой церкви. И где бы, вы думали, находится по Томилову наша церковь? А располагается она отнюдь не на пригорке в 800 метрах к северо-западу от створа плотины, а в 350 метрах почти точно на запад от плотины, приблизительно в 50 метрах к юго-западу от господского дома (ныне это район русла Громатухи выше краеведческого музея у склона Бутыловки).
Таким образом, если верить Томилову, в 1809 году Трехсвятительская церковь стояла в центральной части селения, а не на его окраине. Кстати говоря, примерно в этом же районе находилось и первое кладбище.
Лютеранский след
Возникает ощущение, что в истории первой златоустовской церкви вольно или невольно утеряна важная страница. Возможно, дело обстояло таким образом, что после пугачевского восстания была расширена и превращена в церковь часовня, первоначально построенная близ кладбища у склона Амбарной (Бутыловской) горы. Позднее же она была перенесена на пригорок, но сведений об этом не сохранилось, или они еще не отысканы.
Когда мог быть совершен перенос церкви? Вполне вероятно, что это произошло в двадцатые годы XIX столетия. На это наталкивает еще одна любопытная деталь.
В своем описании Златоуста, датированным 1896 годом, М. В. Бурдуков пишет:
— Евангелическо-Лютеранская Церковь (кирха) Св. Марии Магдалины находится на углу Соборной площади и Бол. Немецкой улицы. Здание кирхи каменное, двухэтажное, с деревянною крышею и колокольней, где имеется один колокол. Время постройки кирхи неизвестно (возможно, в начале текущего столетия, когда были вызваны иностранцы). Кирха со времени открытия помещается во втором здании: первое находилось вблизи Собора, в саду дома Горного начальника, ныне от этого здания остался только фундамент, почти уже сравнявшийся с землей…
Обратим внимание на слова — «в саду дома горного начальника». Ведь примерно в этом же месте по плану П. Е. Томилова в 1809 году и располагалась Трехсвятительская церковь. Поэтому вполне можно предположить, что после передачи в 1811 году Златоустовских заводов в казну и приглашения сюда значительного количества немецких мастеров Трехсвятительскую церковь и переместили к северу на удобное возвышенное место. Благо, что к этому времени селение значительно расширилось в этом направлении, и церковь оказалась как бы в центре «точки роста». А за домом горного начальника (бывший господский дом Л. Лугинина) была выстроена кирха.
Разумеется, это пока предположение. Более точно установить расположение первой златоустовской церкви можно было бы только на основе анализа планов разных лет, которыми мы пока, к сожалению, не располагаем.
orem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.Lorem ipsum dolor sit amet consectetur adipiscing elit dolor
Артем СИВЦОВ